Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Сыграли в ящик

30 июля 2003 10:00

...Синоптики не подвели. Небо, затянутое тучами, то всплакнет, то перестанет - самая погода для похорон. Вчера на задворках здания полпредства питерская общественность торжественно прощалась с «ящиком». С конкретным ли телеканалом, со всем ли телевидением или с независимым информационным пространством в принципе - это каждый решал для себя сам.




Траурная процессия стартовала от здания ТРК «Петербург» на улице Чапыгина. Молодые люди обоих полов в темных одеждах, некоторые - по латиноамериканской похоронной моде - в черных очках, выстроились в колонну за импровизированными дрогами. Как рассказала водитель кобылы (точнее, серого жеребца по кличке Байкал), девушка Марина, обычно на этой тележке она катает детей.
На этот раз мероприятие было сугубо взрослым. Покрытое черной простыней средство передвижения, традиционные хлеб и водка на помин души, венки и прочая погребальная атрибутика. На лентах надписи золотыми буквами: «Скорбим и помним», «От коллег по работе»... Посередине, как и положено, покойник - серебристый телевизор с гипертрофированно торчащими усами V-образной антенны. Духовой квартет заиграл «Разлуку»; участники церемонии медленно двинулись по Чапыгина, свернули на набережную Карповки, затем на Петроградскую набережную Невы и дальше, на Петровскую. У тех, кто пришел проводить усопшего в последний путь, в руках были живые гвоздики; два крепыша несли транспарант: «Не забудьте выключить телевизор».


Ради печального события приостановили движение транспорта - ну не по тротуару же идти безутешным родным и близким. Впереди ехала милицейская машина. Обалдевшие прохожие глазели на процессию, раскрыв рот. «А кто умер-то?» - дернула меня за рукав дама лет шестидесяти в крепдешиновой юбке и кепке-бейсболке. Особенно повезло интуристам, тусовавшимся возле крейсера «Аврора»: «русские похороны» в оплаченную программу посещения града Петрова явно не входили. Защелкали вспышки фотоаппаратов, застрекотали видеокамеры. Между тем конечная цель была уже недалеко.
Перед бывшим Дворцом бракосочетаний, а ныне резиденцией Валентины Матвиенко останавливаться не стали. В глубине двора один из организаторов акции (инициатива исходила от Лиги молодежи и неформального объединения журналистов «Петербургская линия») взгромоздился на «броневик» и произнес короткий спич. Из которого следовало, что дело даже не в судьбе конкретных программ и конкретных ведущих. К ТРК «Петербург» всегда была масса вопросов по поводу его ангажированности (недаром канал прозвали «рупором Смольного»).
Но сегодня, с точки зрения устроителей шествия, вопрос в другом: будет в городе свобода слова или нет. Власть стремится заставить нас думать и говорить одинаково. А мы не хотим. И вчерашние похороны должны стать для нее сигналом - что не всё так просто и легко получится... «Протестная энергия существует. И будет выходить наружу», - добавил автор и ведущий нескольких информационных программ с политическим подтекстом на ТРК «Петербург» Даниил Коцюбинский. Бывший автор бывших программ, поскольку передачи закрыты, а журналист покинул телекомпанию. «Интересно, оттуда нас видят?» - спросил один из участников акции у своего приятеля, кивнув на здание полпредства. «Не волнуйся, кто надо - видел», - ответил тот.
Под сдержанные аплодисменты труп телеприемника был выброшен в мусорный контейнер. Вопреки ритуалу никто его особенно не жалел: «Туда ему и дорога, по крайней мере на ближайшие несколько месяцев»... Наверное, так до сих пор и лежит поверх груды съедобного и несъедобного мусора. Если только местные бомжи не демонтировали его на сувениры.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Александра ГУТОРКИНА