Кто тут бесы?
Городские власти оказались бессильны перед «поборниками нравственности». Сотрудники МВД и ФСБ будут совместно расследовать, кто причастен к хулиганским акциям в отношении МДТ, а также музея «Эрарта» и Дома-музея Владимира Набокова в Петербурге.
В одиночку полиция не справилась. А городские власти оказались вообще бессильны. Жертвой новых нападок анонимных «борцов за нравственность» стали в конце прошлой недели петербургский Малый драматический театр и Молодежный театр на Фонтанке. Утром 22 ноября на стенах здания МДТ на улице Рубинштейна, 18, появились ругательства в адрес его художественного руководителя Льва Додина.
По официально не подтвержденной информации, такие же выражения красовались в пятницу утром и на стенах Молодежного театр на Фонтанке, однако сотрудники учреждения культуры быстро с ними расправились и не делали никаких заявлений.
Чуть позже в тот же день городские СМИ получили рассылку от имени неких «казаков Петербурга»: Дениса Горчина, Ивана Ольховича, Василия Сухаченко. Во всех случаях неизвестные лица (поскольку установить их правоохранительным органам не удается, а реальные казаки не находят в своих рядах таких героев и открещиваются от их взглядов и действий) выражали возмущение якобы предпринятой ЛГБТ-пропагандой на Зимнем международном театральном фестивале, организованном Додиным и проходящим сейчас на разных театральных площадках города, и требовали немедленно закрыть фестиваль.
Воспроизводить настенные надписи не будем, а в своем электронном письме анонимы пишут (авторская орфография сохранена): «Некто Додин, человек, называющий себя культурным деятелем и режиссёром, допустил показ спектакля, нарушающего закон о пропаганде гомосексуализма и педофилии в Петербурге. В театре на Фонтанке мы побывали и написали наше мнение о спектакле на стене у входа. Там же вы найдёте голову свиньи с надписью «Додин» (свиной головы у театра никто не обнаружил. — Н. П.). Так же, оказывается, у этого деятеля есть свой театр, и мы, конечно, проверим, на каких основаниях он получил помещение. Мы готовы забросать этот фестиваль свиными головами, которые стоят не так дорого, лишь бы сатанинское это празднество убралось и не продолжалось… Какие бы там не были спектакли, пусть и хорошие, он уже скверный фестиваль, лицедейство победило то совсем небольшое светлое что может быть в этом и без того убогом и бесовском виде искусства. Грязь и гомосексуализм им, Додину, важнее. Мы требуем отмены фестиваля Додина и так же требуем наказать его самого. Мы же проконтролируем, чтобы это случилось скорейшим образом…»
Гнев авторов послания вызвал показанный накануне в рамках фестиваля в Молодежном театре на Фонтанке спектакль «Смерть в Венеции» и обращение к зрителям его автора — художественного руководителя берлинского театра «Шаубюне» Томаса Остермайера. «Смерть в Венеции» — история о нереализованной любви стареющего писателя к юному польскому мальчику, с которым он встретился на пляже в Венеции.
После показа известный немецкий режиссер вышел на сцену и сказал: «Мы очень рады, что приехали в Петербург. Но я должен признаться: прежде чем ехать, мы очень долго обсуждали возможность нашего визита в ваш город из-за вашего нового закона (городского закона о запрете пропаганды гомосексуализма. — Н. П.), о котором вы, конечно же, знаете. Мы боялись ехать к вам. И мы очень надеемся, что, когда мы снова приедем в Россию, нам нечего будет бояться, потому что этот закон уже не будет существовать.
Между тем, прикрываясь именно этим законом, хулиганы предпринимают уже далеко не первую подобную выходку. Те же самые псевдоказаки неоднократно исписывали стены Дома-музея Набокова и забрасывали в его окна бутылки с ругательствами в адрес «педофилов». Они же и тем же образом оскверняли здание музея современного искусства «Эрарта» из-за показа спектакля «Лолита». И письма похожие уже не раз присылали.
Вице-губернатор Василий Кичеджи 22 ноября в комментарии «Новой» повторил то, что говорил и раньше: «Власти города в силах защитить культуру Петербурга от любых провокаций и хулиганских действий. Хочу всех заверить, что мы не позволим нарушать общественный порядок и расшатывать устои».
Однако на деле оказывается, что чиновники неспособны установить даже камеры видеонаблюдения на театрах и музеях, с тем чтобы легче было вычислить хулиганов. Число подобных выходок уже приближается к десятку. Авторы ни одной из них полицией так и не найдены. Как сообщили «Новой» в правоохранительных органах, к расследованию инцидента с МДТ сейчас подключатся сотрудники Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом УФСБ по Петербургу и Ленобласти. Если удастся, они попытаются выяснить, кто покушался на музей «Эрарта» и Дом-музей Набокова.