Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Бурная пристань

11 августа 2003 10:00

Не только фонтанами жив Петергоф, но и скандалами. Вот уже полтора месяца лихорадит пассажирскую пристань вблизи музея-заповедника. Нет, сам морской причал пока в порядке, хотя и нуждается в ремонте и реконструкции, но никак не могут поделить его меж собой туроператоры и судовладельцы. Того и гляди, придется распиливать пирсы по кусочкам...




Грядет пора рубить швартовы?..


Причал у «Русского Версаля» - место хлебное. Как говорят профессионалы, в «высокий сезон» из центра Петербурга и обратно скоростными теплоходами можно переправлять более 6000 человек в день; билет в один конец стоит порядка $5, вот и считайте. Конечно, желающих прибрать к рукам этот сегмент рынка хватает... Между тем «пристань раздора», о которой идет речь, несмотря на то, что были попытки ее приватизировать, до сих пор является государственной собственностью и находится на балансе ГМЗ «Петергоф».
У музейщиков полно других забот, поэтому в начале мая 2003 года, в преддверии юбилейных торжеств, руководство ГМЗ передало свой причал в коммерческое управление ОАО «Пассажирский порт». Тендера не проводили, поскольку Порт (стопроцентным акционером которого является ОАО «Северо-Западное пароходство») якобы был единственным претендентом на эту роль. Правда, руководители конкурирующих фирм-судовладельцев - ЗАО «Давранов трэвел» и «Элиен шиппинг» - утверждают, что соответствующие заявки от них поступали в адрес ГМЗ еще в конце 2002 - начале 2003 года. Может, затерялись?.. Так или иначе, вскоре Порт делегировал полномочия по административному и сервисному обслуживанию причала своей дочерней структуре - туристической компании ООО «Русские круизы», которая стала «генеральным перевозчиком» по морю в Петергоф и Стрельну на время празднования 300-летия города и международного саммита глав государств.
Випов откатали блестяще. Пришел черед рядовых туристов. «Элиен» и «Давранов» решили тоже отщипнуть кусочек от «фонтанного» пирога. Но не тут-то было: «Русские круизы» установили плату за один подход к «своему» причалу «чужих» судов в размере порядка $200 - без учета НДС. «Чужаки» говорят, что это чистой воды грабеж.
По расчетам Алексея Гаккеля, председателя совета директоров холдинга «Элиен» (занимающегося помимо морских перевозок и туристической деятельности, строительством, а также сотовой и спутниковой связью), только его структуре подобные тарифы обойдутся минимум в $2 - 2,4 тысячи в день. А за что? По информации того же господина Гаккеля, на косметический ремонт причала потребуется всего порядка $20 тысяч в год. Сверхприбыли, которые, согласно этой версии, получит от управления государственной собственностью коммерческая фирма, впечатляют. Впрочем, во сколько все же оценивают возможность швартовки у вожделенного причала обиженные судовладельцы, остается неясным. С одной стороны, их устраивал прайс предыдущего сезона: 500 рублей за разовый подход. Вместе с тем, по их данным, даже это слишком дорого, ну а уж нынешние расценки и вовсе в 30 - 40 раз превышают среднегородские.
«Битва за Петергоф», стартовавшая еще в середине июня, в эти дни достигла апогея. За прошедший период руководители фирм «Элиен» и «Давранов» подали огромное количество жалоб: в Территориальное управление Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в городскую прокуратуру и местную транспортную прокуратуру, в Комитет по туризму и развитию курортов администрации Петербурга, в полпредство... Но и в «Русских круизах» даром время не теряли. Как выяснилось, фирма обратилась в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с иском о взыскании «сумм необоснованного обогащения». С точки зрения руководителей «Круизов», конкуренты обязаны выплатить им порядка $5000. Учитывая предыдущие математические выкладки - капля в Балтийском море... Как считают Алексей Гаккель и генеральный директор «Давранов трэвел» Виктор Давранов, цифры взяты с потолка, а добивались «Круизы» совершенно иного: монополии до конца сезона. И, судя по результату, добились.
В первых числах августа суд своим определением запретил «Метеорам» и «Восходам», принадлежащим «Давранов» и «Элиен», подходить, швартоваться и стоять у причала в Петергофе. Господа Давранов и Гаккель полагают, что выполнять это определение не обязательно по двум причинам: во-первых, судебные документы, по их мнению, содержат большое количество ошибок, не говоря уже о том, что запрет действует со 2 августа, а поставили ответчиков об этом в известность только 5 августа. Во-вторых, как ни странно, оказывается, еще 15 июля руководство ГМЗ «Петергоф» уступило фирмам «Давранов» и «Элиен» и заключило с ними договор на эксплуатацию северной части причала. И это при том, что договор с Портом на эксплуатацию всего причала истек только 7 августа. В общем, к юристам есть масса вопросов, между тем службы безопасности «Русских круизов», ссылаясь на судебные инстанции, физически не позволяют конкурентам работать. Как сообщили представители «Давранов» и «Элиен» на брифинге, экстренно созванном в пресс-центре АБН на Литейном, туристов по полчаса и более не выпускают с корабля на бал, а затем не дают уехать из Петергофа, заставляя мокнуть под проливным дождем. Турфирмы-партнеры отказываются от услуг «Давранов» и «Элиен», последние подсчитывают миллионные убытки.
Интересно, что все остальные участники этого многогранного конфликта под разными предлогами «отползли», предоставляя нескольким предпринимателям «рубиться» не на жизнь, а на смерть (если верить Давранову и Гаккелю, в эти дни секьюрити «Круизов» в буквальном смысле перерубают топором швартовые канаты). Так, заявленная в качестве выступающей на брифинге генеральный директор ОАО «Пассажирский порт» Елена Мезинова «прибыть не смогла», отправив изложение своей позиции по факсу. С этой позиции требования «Русских круизов» «не представляются законными и обоснованными», мало того, действия «Круизов» «наносят материальный ущерб и моральный вред» и музею-заповеднику, и возглавляемому госпожой Мезиновой акционерному обществу. Вместе с тем она подчеркивает, что «Русские круизы» - отдельное юридическое лицо, а значит, вправе самостоятельно обращаться в любые инстанции. Любопытная деталь: с конца апреля этого года генеральный директор «Русских круизов» Ольга Каргина «по совместительству» руководила и «Пассажирским портом». Но спустя два месяца после назначения - как только начал разгораться «петергофский» скандал - новой должности ее лишили. Впрочем, возможно, это лишь совпадение... Главный инженер ГМЗ Александр Шнейдер, также значащийся в списке ораторов на встрече с журналистами, не прислал даже факса. Категорически отказываются от комментариев и руководители местного регионального отделения Российского союза турпредприятий (РСТ) - организации, которая по идее должна быть кровно заинтересована в скорейшем и мирном урегулировании проблемы. «Сергей Корнеев (вице-президент РСТ. - В. С.) выскажется по этому поводу. Но только в октябре», - ответили «Новой газете» в службе по связям с общественностью союза. Ориентировочно в середине осени должен состояться суд. К этому времени навигация уже завершится...
Зато вторую основную сторону конфликта на брифинг не только не пригласили, но, по данным менеджера «Русских круизов» Елены Захаровой - узнавшей о «происках» из собственных источников и в последний момент успевшей на мероприятие, - даже не оповестили, что таковой состоится. Правда, слова молвить ей все равно не дали, но разрешили распространить информационные материалы от имени компании. В документе, не имеющем никаких опознавательных знаков, в частности, говорится, что «Круизы» обратились в арбитраж только 31 июля, при этом исполнительное производство в отношении «Элиен» и «Давранов» возбуждено почему-то уже 4 июля. Под конец брифинга от юридических закавык у акул пера началась «морская болезнь»... Одно удалось уяснить: по версии «Русских круизов», они, в отличие от конкурентов, действуют строго в рамках правового поля и в интересах туристов. Кстати, по сведениям госпожи Захаровой, уже есть случаи травмирования пассажиров, виной чему «бесконтрольное и хаотичное движение судов в указанной акватории».
Как раз в день брифинга, 8 августа, музей-заповедник спешно заключил с «Пассажирским портом» новый договор на использование лишь южной части причала. Выходит, теперь «Русские круизы» и их конкуренты должны поделить «золотую» пристань по-братски и успокоиться? Ан нет! Руководители «Круизов» уверены, что заключение отдельных договоров на использование причала по частям противоречит российскому законодательству, и готовы эти договоры оспаривать, ибо «причал является единым гидротехническим сооружением и не может обслуживаться несколькими лицами одновременно». Логика очевидна: достаточно создать прецедент - сразу прибегут еще пять желающих. Или пятьдесят. И что - каждому отмерять по десять сантиметров?.. Господа Гаккель и Давранов в свою очередь уведомили прессу о том, что подали встречный иск против «Круизов» о возмещении ущерба, а также будут настаивать на отмене запретительных мер.
Тем временем жаркие баталии в городе фонтанов набирают обороты. Сотрудники «Давранов» и «Элиен», помимо прочего, говорят даже о том, что им якобы угрожают физической расправой. Правда, представитель Городского туристско-информационного центра Андрей Березкин призывает журналистов «не акцентировать внимание на криминальных моментах». «Не надо пугать наших гостей. Наоборот - приглашайте их к нам!» - говорит господин Березкин... Сам собой напрашивается хороший зачин для такого приглашения: «Если вы любите экстремальный туризм...»

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото Алексей ВЫСОЦКИЙ