Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Станки стучали над невой

8 сентября 2003 10:00

В наступающем парламентском году депутатами Госдумы, скорее всего, будет рассмотрен законопроект, посвященный переселению крупных промышленных предприятий за городскую черту. Особенно актуальна эта проблема для такого мегаполиса, как Санкт-Петербург. Каждый горожанин знает: стоит отойти от большинства центральных магистралей на несколько сотен метров, как неизбежно наткнешься на остывшие заводские заборы и покинутые вахтерами проходные.





На прошлой неделе в нашем городе состоялось целых два круглых стола, посвященных данной тематике. И можно было бы долго перечислять должности и регалии собравшихся. А коллегиальный вывод на каждом из мероприятий оказался абсолютно идентичен: «Как горожанин я эту проблему понимаю, но как руководитель решить не могу». Под этим заявлением подписались как директора предприятий, так и члены городской администрации.
В начале нынешнего века по инициативе вице-губернатора Валерия Назарова в городе стали появляться новые агентства по развитию территорий. В отличие от прежних времен теперь этот статус стали получать не государственные организации, а частные фирмы. Разумеется, делать сие благое дело им надлежало за счет собственных или привлеченных средств. Среди пионеров оказались корпорация «Строймонтаж» и группа компаний «Бекар». Деловые партнеры вознамерились преобразить Выборгскую сторону Петербурга. На тот момент (как и на сегодняшний день) здесь теснятся многочисленные, зачастую еле сводящие концы с концами, промышленные предприятия. Основная идея заключалась в следующем: заводы следует перевести за город, а на освободившейся земле понастроить бизнес-центров, торговых и развлекательных комплексов, гостиниц и т.д. Подобный опыт превращения промышленных зон в центры деловой активности уже существовал в Лондоне и Париже.
Но вскоре выяснилось, что предприятия отнюдь не горят желанием трогаться с насиженных мест. Назаров метал в их адрес гром и молнии, грозился карами. В результате оказалось, что ни он, ни даже губернатор ничего с «ослушниками» поделать не могут. Во-первых, власть не имеет права вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, а во-вторых, многие предприятия находятся даже не в городской, а в федеральной юрисдикции. Им и вовсе наши местные законы не писаны. Другой вопрос - почему сами заводы отказываются от переезда.
Причин здесь несколько. Из лежащих на поверхности выделим несколько. Для осуществления переезда необходимо приостанавливать производство, что может привести к срыву заключенных контрактов, нужно тратиться на демонтаж оборудования и непосредственно сам переезд, строить новые корпуса за городом, подводить к ним коммуникации и заключать договоры с несговорчивыми монополистами. По расчетам экспертов, для переноса среднего заводского корпуса площадью 5 тыс. кв. м из центра Петербурга придется выложить минимум 2,5 миллиона долларов. Возникает резонный вопрос: а кто, собственно, оплачивает банкет?
Существуют, впрочем, и другие причины, мешающие директорам предприятий паковать чемоданы. У большинства из них и земли, и квадратных метров гораздо больше, чем необходимо для осуществления их нынешней производственной деятельности. Разумеется, излишки сдаются в аренду. Именно арендаторы способствуют росту животов директоров дышащих на ладан предприятий. Здесь царство чистогана - во всех официальных договорах цифры занижены на порядок. Кроме того, часть предприятий находится в состоянии банкротства, часто липового. Это позволяет вообще не платить налоги. Да и перевозить такое предприятие по закону нельзя. Можно даже не связываться с процедурой банкротства, а просто остановить производство и платить только минимальный налог на землю. Ведь сегодня чем больше ты выпускаешь продукции, тем больше отдаешь государству. По мнению президента Союза промышленников и предпринимателей Вахтанга Ковешникова, переезд для многих предприятий равносилен не мнимому, а реальному банкротству...
Что-же касается «Строймонтажа» и «Бекара», то они, достигнув определенных договоренностей с иностранными инвесторами, похоже, на своем масштабном проекте по Выборгской стороне собираются поставить крест. Пока же все, чего удалось добиться руководителю «Бекара» Александру Шарапову, так это заключить договор с одним из заводов о частичном переносе его мощностей. И то лишь через несколько лет. Словом, пока что проект заморожен. К тому же категорически против него выступает председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Олег Харченко. По его мнению, если проект «Деловой Сити» будет реализован, то Петербург выпадет из всемирного списка городов-памятников, составленного ЮНЕСКО. А значит, лишится определенных льгот... Впрочем, многие вопросы, конечно, можно было бы решить, будь на то воля свыше и желание самих предприятий. Но ни того ни другого, как видно, нет.
В этой ситуации очевидно, что одним лишь региональным административным ресурсом вопрос не решить. Необходимо принять соответствующий федеральный закон. Некоторые наброски будущего документа обрисовал председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин. Он считает, что финансирование подобных «переселений» должно быть внебюджетным, а его источники и многочисленные обязанности сторон должны быть прописаны в соответствующей федеральной программе. После ее принятия властям на местах будет гораздо легче проводить жесткую «столыпинскую» политику с переселенцами. Кстати, в законе необходимо обозначить и список «неприкасаемых». Действительно, глупо пытаться перевести «Адмиралтейские верфи» или «Балтийский завод» - они по определению должны находиться вблизи от воды - Финского залива или Невы.
К выбору мест новой дислокации тоже следует подходить взвешенно. Возможные площадки должны быть определены в новом генеральном плане развития Петербурга. Ведь еще менее 100 лет тому назад тот же Путиловский завод находился практически за городом. Колонны революционных рабочих, вышедших с утра, ожидали лишь к вечеру. Шутка ли - такой путь.
Уже сейчас большинство специалистов сходится во мнении, что наиболее перспективным в плане возможного размещения будущих промзон является восточное направление.
Правда, есть еще один вопрос, который пока не затрагивают участники дискуссий - как после переезда разделить налоговые поступления между городом и областью? Впрочем, вполне возможно, что, когда начнется «большое переселение», это будет уже единый субъект федерации.

Леонид ПАНЧЕНКО
Фото Алексея ВЫСОЦКОГО