Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Курортный роман

8 сентября 2003 10:00

Даже в старые советские времена для населения Карельского перешейка иностранные туристы не были в диковинку. Некоторые местные жители относились к ним как к неизбежному злу, но в большинстве своем - как к неотъемлемой части своей жизни. Скандинавские гости, преимущественно финны, также особого зла на аборигенов не держали, хотя и небезосновательно считали, что именно они здесь находятся скорее на правах посетителей. Единственное, чему не уставали поражаться западные туристы, так это тому, как мы нерационально используем некогда завоеванные земли. Действительно, Карельский перешеек, особенно та его часть, что выходит на Финский залив, в любой нормальной стране давно бы стала настоящей туристической Меккой. Подобных участков, в которых уникальный целебный микроклимат сочетался бы с минеральными источниками и в придачу с красивейшими пейзажами, в европейской части не так уж и много. Свидетельством тому хотя бы сравнительно высокий показатель продолжительности жизни здешних обитателей. К сожалению, пока что авторы большинства концепций развития данного района думают исключительно о личной выгоде. Недавно стало известно о появлении еще одной, якобы на этот раз учитывающей все недостатки предыдущих, «взвешенной и продуманной», одобренной на самом, ну то есть самом верху.





Нью-Васюки на берегах Сестры
Жителям Сестрорецка - центрального города Курортного района Санкт-Петербурга - бесспорно есть чем гордиться. Его выходцы преуспели во многих областях. Памятник одному из них - Всеволоду Боброву - не так давно был открыт недалеко от железнодорожной станции. А другую знаменитость - советника президента РФ по экономике Андрея Илларионова можно время от времени лицезреть воочию с бутылочкой пива на трибунах местного футбольного стадиона.
До начала 1990-х годов Сестрорецк состоял преимущественно из старых довоенных зданий и деревянных домов. В сезон они оккупировались многочисленными дачниками с одинаковым «пятым пунктом» (отсюда еще одно расхожее название - Систерйоки, что к Сестре, кстати, отношения не имеет, а означает «Смородиновая река»). Иными словами, тихий курортный городишко.
Не знаю, почему Анатолий Собчак выбрал округ, от которого пошел в народные депутаты СССР, включающий этот район. Но с конца 1980-х на какое-то время Сестрорецк становится одним из главных центров предвыборных баталий. Завороженные ораторскими способностями профессора сестроретчане довольно дружно презентуют ему заветный мандат. Надо отдать должное будущему мэру: в своих пламенных речах не только в малопонятных терминах разглагольствовал о политической ситуации, но и не забывал о светлом будущем Курортного района. Впрочем, до конкретики дело не доходило, ограничиваясь красивыми лексическими конструкциями. Насколько известно, в те времена Собчак еще не был близко знаком с будущим мэром Сестрорецка и Зеленогорска Вячеславом Козырицким и его супругой Марой. Когда и как они сошлись, история умалчивает. Известно лишь, что в начале 1990-х годов пара Козырицких - хозяев знаменитого репинского магазина «Волна» - постоянно находилась рядом с Собчаком, когда тот со своей семьей наведывался в пансионат «Балтиец». Потом уже мэр Собчак во время одного из праздничных застолий, посвященных дню рождения Козырицкого, поднял тост за «хозяина - будущего мэра здешних мест».
На первые «свободные» выборы Козырицкий вышел не с пустыми руками. Его программе, носившей название «Новый Петербург», позавидовал бы сам великий комбинатор. На первый взгляд, все выглядело логично - если козырной картой нью-васюковцев должны были стать шахматы, то сестроретчан - развитие туризма. Поражала программа своими масштабами (аэропорт, Диснейленд, аква-парк и пр.) и сроками (чуть ли не через два-три года) реализации. Скорее всего, ничего из этой затеи у четы Козырицких не вышло бы, если бы не первый мэр Санкт-Петербурга. Его поддержка программы, учитывая, какой высокий авторитет имел этот человек, сыграла решающую роль. Но вот беда: после избрания Козырицкого почему-то обещанный иностранный капитал, несмотря на все льготы, вплоть до образования здесь в случае необходимости модной тогда свободной экономической зоны, в Сестрорецк так и не пришел. Впрочем, кто здесь не прогадал, так это Козырицкие. По их распоряжению за бесценок распродаются элитные участки под индивидуальное жилое строительство (в том числе в закрытых санитарно-курортных зонах), списывается имущество и так далее. Особо нужным людям землица с царского плеча дается в подарок. Подобная благотворительность рано или поздно не могла не заинтересовать правоохранительные органы в лице следственной бригады Генпрокуратуры. Мошенничество и злоупотребление служебным положением оказались едва ли не самыми мягкими пунктами обвинения. Но связи помогли избежать Козырицкому ареста. По одной версии, объявленный во всероссийский розыск, он якобы еще долгое время ее пределы не покидал, по другой - сразу эмигрировал в Канаду, где у его предусмотрительной супруги давно были и свой бизнес, и недвижимость. Правда, на участке вокруг дома Козырицких в Белоострове до сих пор бродят недружелюбные волкодавы, да и сам дом впечатление покинутого не производит...

Дорогое чтиво
Депутат Госдумы Валентина Иванова избиралась по другому округу (Красносельский, Кировский районы), но и ей проблемы Курортного района оказались близки. Руководимый ею институт региональной экономики и управления при экономическом факультете ЛГУ подготовил концепцию развития Сестрорецка. Оговоримся сразу, данный документ профессора Ивановой был выдержан в духе политической и экономической идеологии движения «Вся Россия», в котором она состояла и многие позиции которого ею и были написаны. Здесь не только туризм и иностранные инвестиции (хотя основной акцент все равно делался на них), но и «государевый» подход, связанный с развитием местного производства, поддержкой малого бизнеса и так далее. В 1999 году, когда проходили выборы в Думу, эту программу активно поддерживала заместитель главы районной администрации по экономике Елена Рахова. Многим потенциальным инвесторам, дабы получить зеленый свет, она рекомендовала заручиться поддержкой Ивановой, или, иными словами, попасть со своим проектом в ее программу. После визита к депутату ходоки якобы узнавали, что сие удовольствие совсем не бесплатно. При этом насколько конкретный проект важен для развития района, особенно в расчет не принималось. Впрочем, именно в 1999 году на пост главы Курортного района был назначен нынешний вице-губернатор Александр Беглов, который объявил, что все инвестиционно-строительные проекты (как бывший строитель) будет курировать лично. И программа Ивановой, хотя и пользовалась поддержкой Смольного, как-то стала отходить на второй план.

Долго запрягаем и никуда не едем?
Бросив беглый взгляд на вверенное ему хозяйство, будущий второй, а сегодня - первый человек Смольного пришел якобы в уныние, но тут же обозначил все «болевые точки» и засучил рукава...
Военный городок в Осиновой Роще, находящийся в аварийном состоянии, так и не расселен, незаконная выдача земельных участков, которая чуть было не привела к местной экологической катастрофе (загрязнение из-за прибрежного строительства коттеджей на озере Разлив, чью воду пьют сестроретчане), по-прежнему продолжилась. Отдельная тема, тоже связанная со строительством, требует отдельного отступления. Известно, что в Солнечном, Репине, Комарове и Зеленогорске расположены государственные дачные тресты. В этих домиках на льготных условиях могут жить граждане различных льготных категорий (инвалиды, ветераны). Но и простым смертным туда дорога открыта, естественно по коммерческим расценкам! Хотите за недорого получить свой дом в Комарове? Нет ничего проще! Взяв в аренду летний государственный домик, вы его слегка подкрашиваете, составляете липовую смету с огромной суммой за выполненные работы и - естественно не за спасибо - подмахиваете ее в управлении трестом. Эти липовые затраты вам засчитывают в счет аренды. Но эта схема безотказно действует и в городе. Чего не скажешь о более кардинальном варианте: попросту старый домик снести и на его месте построить себе дворец. Этими неотъемлемыми улучшениями можно воспользоваться по-разному. Например, через год, выставив заоблачную смету, якобы потребовать дачный трест рассчитаться, потому что вы больше не хотите быть здесь арендатором. В этом случае, выплатив остаточную стоимость снесенной хибары, вам спокойно за копейки продадут и земельный участок. Как ни странно, чуть ли не полностью на законных основаниях. А уж о том, чтобы эту смету внести в зачет долгосрочной аренды (49 лет) с правом пролонгации, даже разговоры не идут. В смысле, что без всяких проблем. Естественно, если директор треста будет к вам расположен. Именно так среди государственных дач и появляются шикарные коттеджи. Беглов наверняка знал о подобной практике. Почему ее не прекратил, не помог довести проверки деятельности руководства этих дачных управлений (а таковые проводились) до конца - неизвестно. То же самое касается и многочисленных «заказных» пожаров, когда горят хибары несговорчивых. Есть одна интересная закономерность - глава Курортного района всегда вхож в самые высокие сферы. Ведь именно он, как правило, выступает в роли радушного хозяина, когда VIPы едут на свои дачи. Впрочем, Беглов больше не политик, а военный человек, по некоторым данным издавна связанный со спецслужбами (возможно, именно отсюда его определенная близость к бывшим и нынешним обитателям в погонах Дома на набережной - Черкесову и Моцаку). Приказано в Сестрорецк - значит в Сестрорецк, брать Смольный - будет Смольный.

Московский ветер на Финском заливе
О новой программе развития Курортного района мало что известно, за исключением того, что таковая имеется или, по крайней мере, близка к завершению. В комитетах администрации о ней либо не слышали, либо говорят мало и неохотно. Похоже, что сей документ обязан своим рождением Первопрестольной. Скорее всего, она разрабатывается в ведомстве одного из «питерских москвичей». Ходят слухи, что ее якобы собираются выставить на местный референдум на каких-то ближайших городских или общероссийских выборах.
Пока же автобусы с финскими туристами исправно колесят по ухабистым дорогам Карельского перешейка. «Заграница» по-прежнему недоуменно пожимает плечами и качает головой. Может быть, действительно Курортному району нужны радикальные средства. Отдать его, например, в аренду Финляндии (как, скажем, в двадцатые годы Камчатка была отдана в концессию японцам), одновременно сделав на эту территорию безвизовый въезд по общероссийскому паспорту. Другой вопрос, удастся ли потом вернуть себе эти земли обратно. Местные жители, боюсь, данной процедуре воспротивятся.

Леонид ПАНЧЕНКО