Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Пожар в хране искусства

11 сентября 2003 10:00

Вчера (10 сентября) отдел дознания петербургского УГПС передал в следственную часть Адмиралтейского РУВД заключение о причинах пятничного возгорания в хранилище Мариинского театра. Несмотря на отсутствие следов легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, спирта и т.п.), заключение прямо указывает на поджог. Как установили специалисты-огневеды, пожар начался от источника открытого огня, превышающего размером банальный окурок, неподалеку от входа, где незадолго до возгорания видели четырех неизвестных. Электропроводка - неважно, исправная или искрящаяся - была протянута совсем в другом месте.



Остались только стены...

Что касается горючих жидкостей, то отсутствие следов вовсе не значит, что их там не было. Все содержимое склада - краски и лаки из бутафорских мастерских, готовый холст декораций, парики и костюмы - представляло собой невероятно горючую смесь. Конструкция здания 1900 года постройки, разумеется с деревянными перекрытиями и узкими окнами-бойницами, - заметно усложняла работу пожарных. Несмотря на старания борцов с огнем, помещения всех четырех этажей выгорели полностью, и от мастерских остался лишь кирпичный фасад.
Тушение пожара, продолжавшегося все утро минувшей пятницы, собрало несколько сотен зрителей. Местные жители до сих пор ходят на улицу Писарева посмотреть на пепелище. А стекла домов, прилегающих к хранилищу, до сих пор не отчистили от копоти. О пожаре напоминает и почерневшая антенна-тарелка на стене. Жителей окрестных домов сначала эвакуировали (была опасность, что огонь перекинется на стены других домов), потом опрашивали, не видел ли кто из них подозрительных людей. Но, похоже, единственными, кто видел поджигателей, были два охранника (один - на парадном входе, второй - на черном), дежурившие в ту ночь. Пожар начался как раз в тот момент, когда секьюрити размышляли, как поступить с незваными гостями: выдворить их своими силами или позвать на помощь милицию.
Сотрудники Мариинки сейчас не могут ответить, кому и зачем понадобилось сжигать хранилище. Не могут в первую очередь из-за того, что гастролирующий в Роттердаме Валерий Гергиев категорически запретил своим сотрудникам общаться с прессой и даже (по словам милиционеров) с оперативниками. Подсчет суммы ущерба тоже складывался негладко: поначалу было объявлено, что декорации не пострадали, потому что были выброшены из здания взрывной волной (хотя взрыва не слышали ни пожарные, ни местные жители), затем выяснилось, что ущерб составил семь миллионов рублей, а на днях установили, что эта цифра занижена в 3 - 4 раза.
Сгорели жесткие декорации к тридцати спектаклям (в их числе «Евгений Онегин» и «Дон Кихот») и пришла в негодность костюмная и бутафорская мастерская. И если с декорациями обещали помочь другие театры, а со средствами - государство, то мастерскую придется, видимо, восстанавливать своими силами. И неизвестно еще, в каком здании. В отличие от хранилищ, которых у театра несколько, мастерская была только одна.
По факту поджога прокуратура Адмиралтейского района возбудила уголовное дело по ст. 167 ч. 2 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества, совершенное путем поджога, взрыва или общеопасным способом). Конечно, версия о межтеатральных конкурентских разборках выглядит наиболее оригинально. Зато местные милиционеры склонны думать, что злодеев надо искать среди клиентов ближайшей пивной точки.

Мария ЮРЧЕНКО
Фото ИНТЕРПРЕСС


P.S. Во вторник утром горел Воскресенский Новодевичий монастырь на Московском проспекте. Сейчас это здание находится на капитальном ремонте, и в нем работают только строители, которые, кстати, приходят на работу часам к девяти утра (пожар начался в восемь). По словам пожарных дознавателей, участившиеся в последнее время пожары на строй- и ремонт-объектах могут быть связаны с банальным нежеланием строителей убирать за собой мусор. После того как половина мусора сгорает, оставшуюся часть убирают пожарные. Во всяком случае, уже известно, что ущерб от пожара в монастыре был микроскопическим: его даже не стали подсчитывать. Правда, один из пожарных - подполковник Игорь Белоусов - получил серьезные травмы и был госпитализирован. Напомним, при тушении пожара в Мариинке пострадали пятеро пожарных.