Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Назовите ураган мананой

25 сентября 2003 10:00

...«Сердце мое, не стучи!» Сдернув с головы косынку, расправив алую шаль как мулету, знойная ударница в рабочем комбинезоне вихрем закружила по сцене, властно вовлекая нас в апельсиново-виноградную корриду. А мы и не сопротивлялись. Так постановкой «Голоса ушедшего века» открылся осенний сезон в знаменитом Учебном театре на Моховой.




Идея вместить в несколько часов всю историю столетия столь откровенно не нова, казалось бы - ну что тут еще придумаешь?.. С уверенностью либо донельзя бесшабашных, либо ужасно талантливых людей создатели спектакля посмели выстроить свой собственный рейтинг хитов - XX, которому до «Старых песен о главном» - как отсюда до Юпитера. Кстати, по поводу «Старых...» один из постановщиков - актер, автор-исполнитель Олег Погудин сказал: «Лично для меня это одно из самых страшных явлений в сегодняшней культуре»...
К счастью или нет, на питерской сцене нет ни Кобзона, ни Киркорова, зато есть Александр Вертинский и Жак Брель, Шарль Азнавур и Марлен Дитрих. Подчиняясь прихотливой воле режиссера, руководителя курса профессора Галины Барышевой, некоторые номера исполняются подчеркнуто соло, другие являют собой многолюдные многослойные клипы, заполняющие все пространство зала, только вместо бессмысленного мельтешения в них - безупречный стиль и прозрачная ясность ассоциаций - будь то Елисейские Поля или отечественные, ржаные.
Впрочем, «клипы одного артиста» получаются подчас еще пронзительнее. Скажем, «Томашов» из репертуара легендарной Евы Демарчик - прямо озноб по коже... Сценический образ для этой песни - клетчатый зонт, стянутый в талии плащ, меланхолия и ненавязчивый секс-эпил - «прекрасная панночка» Елена Коробейникова придумала сама: что-то во сне пришло, что-то перекликается с фильмом «Челябумбия» режиссера Валерия Быченкова (премьера ленты, возвращающей зрителя в 50-е годы, где актриса играет главную женскую роль, состоялась недавно в Доме кино). Между тем Лена с польской речи плавно переходит на французскую: «Добро пожаловать, милорд! Присаживайтесь за мой стол. Вы, наверное, думаете, что я - девушка по вызову? Это не так. Хотя...» Пококетничав столько, сколько нужно, мадемуазель Коробейникова призналась «Новой газете», что в ее жизни тоже присутствуют очень сложные, «рваные», противоречивые чувства. Не такие, быть может, трагические, как у Эдит Пиаф, но...
Юный бьющий наотмашь задор мирно уживается со зрелой грустью, роковая испанка Манана Гогитидзе (та самая ударница с мулетой) - с нею же - нежной грузинкой («Тбилисо») и скорбящей славянкой («Алеша»). Комплимент насчет своего неправдоподобно сильного меццо-сопрано коренная петербурженка, яркая, как южная ночь, и статная, как персонажи Рубенса, - Маня, как ее ласково называют сокурсники, - встречает с царственным достоинством: что есть, то есть. И вскользь замечает, что после Театральной академии будет поступать в Консерваторию. Не меньше, чем вокальная, впечатляет спортивно-танцевальная подготовка студентов: профессиональные фуэте в мгновение ока перемежаются профессиональными же фляками и сальто - пальцы не успеваешь загибать, плывущий шаг «лебедушек» и огненные национальные пляски составят конкуренцию шедеврам «Березки» и ансамбля Моисеева - разница лишь в доле иронии. Участь Анастасии Волочковой, на днях изгнанной из Большого театра якобы за «чрезмерность» форм, балеринам с Моховой, судя по всему, не грозит: спектакль изобилует верхними поддержками, при этом не очень-то накачанные с виду юноши поднимают партнерш одной левой и подбрасывают в воздух, как перышко на ветру. Мало того, каждый актер - считай, человек-оркестр: рояль, контрабас, скрипка, флейта, арфа... С таким составом - хоть «Норд-Ост», хоть «Нотр-Дам»!.. Увы, у рулевых курса подобной задачи в планах не стоит. А вот дружественные храмы искусства активно приглядывают себе сотрудников. Евгений Титов, например, разрывается между ТЮЗом и «Приютом комедианта», Ирину Малиновскую пригласили в «Русскую антрепризу» им. Андрея Миронова... Лавры, видимо, придут позже, но до чего же хочется уже здесь, сегодня, сейчас, на вузовских подмостках, высмотреть новую звезду!

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА