Так бил ли мальчик?
Затихнувший было на время скандал вокруг Нахимовского Военно-морского училища разгорается с новой силой. 24 сентября федеральный суд Петроградского района Санкт-Петербурга отменил принятые ранее районной прокуратурой постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам избиений сокурсниками троих нахимовцев. Проще говоря, то, о чем громогласно объявил начальник училища контр-адмирал Александр Букин: никакой дедовщины среди нахимовцев нет, а славное имя училища и его самого оклеветали злобными наветами истеричные мамаши и падкие на жареное журналисты... так вот, вся эта патетическая конструкция зашаталась. Ведь если суд признал отказ в возбуждении уголовного дела необоснованным, следовательно, наличие такого дела было бы, наоборот, обоснованным? То есть дедовщина, о которой говорили родители троих курсантов, правозащитники и журналисты - вовсе не вымысел?... Но не все так просто. Во-первых, выводы, которые можно сделать на основе судебного постановления, не так очевидны. А во-вторых, они могут быть гораздо глубже, чем одна эта конкретная история...
Это не те нахимовцы!
«Питоны» из Нахимовки
Мы рассказывали о развитии «нахимовского дела» трижды: в феврале, марте и июне этого года, к тому же совсем недавно об этом еще раз писал Григорий Пасько. Вкратце суть истории такова. Накануне Дня защитника Отечества в правозащитную организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга» обратились трое нахимовцев-первокурсников и их родители, которые рассказали «Матерям» такое, что просто не укладывалось в голове. С их слов выходило, что в Нахимовском процветает вымогательство и рукоприкладство. Измываются такие же парни, только те, кто чуть старше и чуть сильнее и которые сбились в стаю, где друг друга называют «питонами». Говорили и о том, что кое-кто из них увлекается нацистской символикой. Обо всем этом трое ребят якобы рассказали на собрании, но офицеры-воспитатели никаких действенных мер, как этого можно было ожидать, не приняли. А вот те, кого публично обвинили в дедовщине, - наоборот, приняли. И устроили «ябедникам» показательное избиение, а одного из них даже пытались по всем законам уголовной зоны «опустить». Избили жестоко, так, что медицинское освидетельствование пострадавших курсантов, которое, к счастью, сообразили сделать их родители, зафиксировало у одного черепно-мозговую травму, у другого - перелом носа, у третьего - ушиб позвоночника. Те, кто понимают, согласятся: это не шутки, здесь уже недалеко до того, чтобы оставить человека калекой на всю жизнь.
«Солдатские матери» ударили во все колокола, отбили телеграммы Главкому ВМФ и министру обороны. Родители параллельно забросали заявлениями милицию и прокуратуру.
Разоблачительные статьи в газетах и телесюжеты пошли один за другим. Прокурорские проверки и высокие московские комиссии трясли Нахимовское не переставая. Но заканчивались все примерно одинаково. Комиссии приходили к выводу, что определенные недостатки в училище, конечно, есть, не без этого, но в целом факты неуставных отношений не подтверждаются. А прокуратура дважды отказывалась возбуждать уголовное дело.
Масла в огонь подлило то, что в марте была жестоко избита Марина Соболева (самая активная мама из «обличителей»), причем она намекала на то, что это могло быть делом рук нахимовцев. Впрочем, кардинально это на ход дела не повлияло.
Честь адмирала
Оправившись от первого шока, руководство училища во главе с контр-адмиралом Александром Букиным перешло в контрнаступление. Было объявлено, что шумиха в прессе «бросает черную тень» на славное имя училища и всего Российского флота. А в происшедшем виноваты чуть ли не сами жалобщики (как та унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла) - они, мол, сами не раз становились зачинщиками драк, прогуливали занятия, а у одного из них (чья мама больше всех выступала) даже отметки в аттестате сильно смахивают на подделку.
После того как прокуратура Петроградского района повторно отказала матерям нахимовцев в возбуждении уголовного дела, контр-адмирал сам пошел в суд и в июне подал иск о защите чести и достоинства против матерей курсантов, «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» и питерской газеты «Смена». Причем компенсацию за огромные нравственные страдания и боль адмирал запросил тоже огромную: со всех обидчиков в сумме он требует почти 5 миллионов рублей. И что удивительно: в своем иске адмирал заявляет, что задеты не только его личные честь и достоинство, но честь и достоинство всего Нахимовского училища, его нынешних и прошлых воспитанников, да и вообще всех российских морских офицеров... но сто пятьдесят тысяч у. е. компенсации при этом требует лично себе. Впрочем, путаница своей личной чести с общественной, возможно, была не случайной.
- Мне кажется, - говорит адвокат Сергей Насонов (который представляет интересы матерей нахимовцев), - цель была одна: придать этому делу некий истерически-патриотический оттенок, представить себя пламенным борцом за правое дело, и даже не только за общественный, а, может быть, государственный интерес.
Первое заседание по этому делу состоялось 22 сентября (следующее назначено на 3 декабря). Впрочем, это был всего лишь обмен мнениями, никаких эпохальных решений не принималось и, возможно, уже не будет принято, поскольку решение другого суда, состоявшегося двумя днями позже, сильно изменило рекогносцировку - ветер подул не в паруса адмирала Букина.
А это тот самый адмирал
Раз проверка, два проверка
24 сентября в Петроградском районном суде всплыли удивительные факты. Оказывается, постановления прокуратуры Петроградского района об отказе в возбуждении уголовного дела уже отменялись Городской прокуратурой, причем дважды: в марте и в мае. Но прямого указания на возбуждение уголовного дела Горпрокуратура не давала (хотя могла), материалы отправлялись в райпрокуратуру на дополнительную проверку... и оснований для возбуждения уголовного дела вновь не находилось. Причем проверки, как сказано в материалах дела, проведены «не в полном объеме», а вывод об отсутствии события преступления был сделан фактически на основании... объяснений самих обвиняемых. (Ну что же они, круглые идиоты, чтобы так тупо «колоться», естественно, они в один голос уверяли: никого не бил, ничего не видел.) Выходит, прокуроры у нас такие легковерные? Да и законы знают не очень твердо? Ведь по закону проверка должна закончиться в течение 10 дней после подачи заявления, а она не закончена по сей день - а прошло уже полгода... Нарушений так много и ситуация настолько вопиющая, что суд даже вынес частное постановление в адрес районной прокуратуры, где говорится о нарушении закона самой прокуратурой.
- Складывается такое ощущение, - говорит адвокат Сергей Насонов, - что районная прокуратура просто покрывала Нахимовское училище.
Если эта версия верна, тогда, конечно, все становится на свои места, картина принимает законченный и логически стройный вид. Ситуацию, при которой одни местные «силовики» оказываются на удивление единодушны с другими местными «силовиками», уникальной не назовешь. Прокуратура и суд нередко оказываются излишне лояльны к военному ведомству. То ли не хотят портить отношения, то ли сказывается давний стереотип - государство (в том числе армия) не может быть неправо.
- Знаете, я просто убежден, - говорит адвокат, - что если бы речь шла о банальном избиении, виновники уже давно бы отбывали наказание. Беда в том, что здесь за их спинами стоит такой титан, как Нахимовское училище, весь Военно-морской флот, армия...
Как повернется это дело дальше - пока неясно. Материалы вновь поступили на дополнительную проверку, причем все в ту же прокуратуру Петроградского района, которая теперь, выходит, разоблачает уже не только неблаговидные делишки нахимовцев, но и свои собственные? И нетрудно предположить, что она вряд ли в этом сильно заинтересована.
- Мне кажется, - говорит Насонов, - это дело будет очень показательным. Это практически первое в России дело о защите прав воспитанников таких закрытых военных или полувоенных учреждений. Мало кто из родителей, забрав оттуда после аналогичной истории своего искалеченного ребенка, рискует обратиться в суд, понимая, что за этим учреждением стоит вся огромная военная машина. Но мы пойдем до конца, вплоть до Европейского суда по правам человека...
А что касается адмиральской чести... Свой иск контр-адмирал Букин построил на том, что сведения, распространяемые правозащитниками, журналистами и родителями бывших нахимовцев, неверны - ведь уголовное дело не возбуждено по причине «отсутствия события преступления». Не исключено, что «событие» все же, в конце концов, обнаружится. И если это произойдет, выяснится, что честь и достоинство на поверку окажутся всего лишь честью мундира.
Николай ДОНСКОВ
фото ИНТЕРПРЕСС