Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Под влиянием момента

11 апреля 2017 18:37 / Судебная хроника

В Смольнинском суде прозвучало, что Татьяну Шумилову уволили из Публичной библиотеки «на эмоциях». Осталось только выяснить, от кого конкретно они исходили.

На предварительных слушаниях по иску библиографа Шумиловой к экс-работодателю стало известно, что она ввела своего руководителя – начальника информационно-библиографического отдела (ИБО) Надежду Веденяпину – в заблуждение: сначала написала письмо с уведомлением об отгуле, а затем все равно явилась на работу. О том, что произошло дальше, сама Веденяпина рассказала 11 апреля на очередном заседании суда:

«30 декабря в три часа дня я пришла задать Татьяне Эдуардовне вопрос о подготовке к выставке «Ситибанка» (той самой, на которую мы пытались попасть 28 марта. Прим. ред.) и увидела, что ее нет на месте».

По словам Веденяпиной, телефона своего ведущего библиографа у нее не оказалось, поэтому дальше руководитель отдела ИБО направилась... отсматривать камеры наблюдения. Как только стало понятно, что Татьяна Шумилова покинула здание в 13:17, Надежда Игоревна буквально потеряла самоконтроль и в тот же вечер составила рапорт с просьбой об увольнении «нарушительницы».

Представители РНБ на суде // Фото: Янни Григорьева

– В вашей докладной записке вы просите уволить сотрудника высокой квалификации, – уточнила прокурор. – С чем связана такая крайняя мера?
– Это произошло под влиянием момента, – неуверенно пояснила Веденяпина. – Я испытала раздражение, потому что человек не обсудил со мной свой уход. 

При этом, подтвердила начальник ИБО, никаких проблем с дисциплиной у Татьяны Шумиловой раньше не возникало.

– Что вы можете сказать об истце как о работнике? – поинтересовалась представитель прокуратуры.
– За нее говорит ее должность. Такой сотрудник нужен отделу.

Чем было вызвано крайнее раздражение Надежды Веденяпиной, она объяснить не смогла. Но из выступления свидетеля в суде можно сделать вывод: если бы не особые обстоятельства, то проблем c официальным оформлением отгула, пусть и задним числом, не возникло бы. Так что это за обстоятельства такие?

Все всё понимают

Дело Татьяны Шумиловой разделило сотрудников Публички на два лагеря, и граница эта, по мнению защитников библиографа, равняется уровню внутренней свободы. По информации «Новой», работники РНБ, посетившие в эти дни Смольнинский районный суд, были вынуждены давать руководству объяснения. Поэтому риск лишиться работы в обмен на возможность говорить открыто вполне реален.

Свидетелями со стороны истца уже готовы стать библиографы отдела ИБО Публички Вероника Зайцева и Эльмира Урусова (они дадут показания в следующий раз). Напротив, сотрудница этого же подразделения Людмила Гуляева (работавшая с Шумиловой 13 лет) на суде отказалась каким-либо образом оценить ее профессиональные качества.

На стороне уволенного библиографа выступил историк и общественный деятель Анатолий Разумов, работающий в РНБ с 1978 года на должности главного библиотекаря отдела библиографии и краеведения.


«Все всё прекрасно понимают, – с этих слов 11 апреля начал давать показания Разумов. – В библиотеке нет ни одного человека, который бы не знал, что в истории с Татьяной Эдуардовной имело место прямое давление со стороны Министерства культуры».


В своем интервью агентству «Росбалт» Шумилова задается вопросом о профпригодности министра Владимира Мединского: «Как он писал свои диссертации и книги – по интернету? Или за него это делал кто-нибудь другой?» Именно эти слова, по мнению Разумова, и послужили причиной немедленного звонка сверху. Четыре года назад то же самое произошло с библиографом Никитой Елисеевым (он оказался не в восторге от массовых сокращений в РНБ осенью 2012 года). Но тогда ведущего специалиста удалось отстоять.

«Это интервью как-то повлияло на проиcходяшее в библиотеке?» – поинтересовалась прокурор и получила утвердительный ответ: сегодня некоторые процессы «оптимизации» РНБ приостановлены, в том числе вывоз фондов из главного здания на площади Островского ради создания там «музея книги».

«Благодаря тому, что сотрудники РНБ не промолчали, Мединский не выполнит задачу слияния библиотек и не сядет в кресло директора. И когда-нибудь мы все скажем за это Татьяне Эдуардовне спасибо», – закончил свое выступление Разумов.

Анатолий Разумов // Фото: philologist.livejournal.com

Представители ответчика в ходе всего заседания оживились лишь однажды, когда в самом финале был поднят вопрос о вызове в суд генерального директора РНБ Александра Вислого.

«Его тяжело пригласить куда-то... – попыталась возразить юрист Публички. – Александр Иванович решает важные вопросы, которые требуют от него не меньшего внимания...»

Свое желание услышать и увидеть Вислого озвучили стороны истца и прокуратуры, и судья Надежда Королева эту просьбу удовлетворила. Тем более что сам директор РНБ уже дважды высказывался, что не возражает против восстановления Татьяны Шумиловой в должности. Поэтому в деле могло бы произойти примирение сторон. Но интрига сохранится до 2 мая, пока судья будет находиться в отпуске.